Часть I. Некоторые особенности первоначального восприятия произведения И.
Почему Герасим не забрал Муму с собой в деревню?
Образ Герасима в рассказе "Муму" многие критики называют обобщенным образом русского народа: сильный, безмолвный, послушный, покорный, но всё это до поры до времени. Герасим привык жить в деревне, на природе, а оказавшись в городе, он становится еще более одиноким. Никто его не любит, и ему некого любить -- девушка Татьяна по воле барыни выходит замуж за пьяницу Капитона. Единственное существо, преданное Герасиму, -- спасенная им собачка Муму. Но даже эта привязанность длится недолго: по приказу все той же капризной барыни Герасим топит свою собачку. И это -- та самая капля, которая переполняет чашу терпения.
Хороший вопрос: ведь Герасим мог попросту уйти от барыни вместе с собакой. Но, кажется, это просто не пришло ему в голову: из послушания перед Госпожой он сначала топит Муму не забывая ее накормить напоследок щами; это что-то из русского менталитета, подмеченное Тургеневым: ср. Можно, таким образом, сделать вывод, что мозг Герасима не приспособлен к стратегическому мышлению.
Но все ли очевидно в этой трагической истории? Есть ли в ней нечто более глубокое, чем обличение крепостничества? Попробуем разобраться. Напоминать сюжет рассказа нет необходимости — все читали его в школе, он входит в программу пятого класса. Причем так было не только в советское время, но и задолго до революции: в школьные хрестоматии «Муму» включили еще в х годах XIX века.