Реферат посвящен современному садово-парковому искусству в России и за рубежом, рассматривая основные тенденции, такие как экологизация, использование современных материалов и технологий, а также стилизацию объектов. Традиционное влияние западноевропейских тенденций на садоводство и парководство в России также рассматривается. Особое внимание уделяется статьям на сайтах CyberLeninka. Экологизация в современном садово-парковом искусстве.
Современное садово-парковое искусство XX-XXI веков в России и в Зарубежье
Памятники садово-паркового искусства — историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта холмы, источники воды и водопады, долины ручьёв или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки , архитектурные сооружения, скульптуры, цветники. Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями. Подобно живому существу, парк проходит этапы рождения, становления, расцвета и смерти. На вид парка значительно влияют вкусы обладателей, природные условия, изменения мод, наличие ухода или его отсутствие, социальные катастрофы.
Сады и парки в России традиционно находятся под западноевропейским влиянием. Тем не менее, садоводство, как и плодоводческое, так и декоративное, имеет давнюю историю. Информации о древнерусском садоводстве в сохранившихся письменных источниках очень мало, тем не менее она позволяет составить общее представление о предмете статьи. Этот сад послужил образцом при создании садов в Суздале , Владимире , Муроме , Вязниках и других городах. Небольшие фруктовые сады «красные» разбивались на территории некоторых городских усадеб. В середине XII века митрополит Климент Смолятич упоминает о двух типах « огородов » на Руси: «огороды с садом» и «огороды с капустой».
Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Различием между французским и английским парком было лишь то, что в первом из них на деревья и кусты воздействовали непосредственно, подстригая их, во втором же — форму деревьев и кустарников не меняли [ 1 ]. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы. Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена , представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде.